Бесплатная раскрутка — развенчание мифа
Теперь уже такие наивные представления об Интернете сходят на нет. Заказчики все чаще спрашивают: «Сайт — это хорошо, а сколько будет стоить раскрутка?». Реклама в Интернете становится прибыльным делом, а многие серьезные конторы только и занимаются что проведением сетевых промоушенов. Но исчез ли миф о «бесплатной раскрутке» в Интернете. Нет, не исчез! Он просто трансформировался в несколько иную систему представлений, в некую религию со своими сложными ритуалами раскрутки, святыми местами быстрого раскручивания, хитростями процесса, тонкостями вознесения молитв и конечно же жрецами, которые за умеренную плату помогут сотворить чудо бесплатной раскрутки.
Итак, мифологию и религию описали, а теперь развенчание. Почему люди так верят в бесплатную раскрутку? Для большинства обывателей и представителей офф-лайнового бизнеса Интернет — это непонятная структура, необъяснимый процесс. А всему непонятному и необъяснимому люди склонны приписывать чудесные свойства. Причем эти самые свойства должны появляеться как бы ниоткуда, сами собой и на халяву — хлопнул палочкой и камень стал хлебом, а мальчик — девочкой. На самом же деле бесплатной раскрутки не бывает — есть более или менее эффективное использование различного рода ресурсов для создания постоянной посещаемости. А ресурсы бесплатными не бывают — все на свете стоит денег. Для раскрутки сайта можно потратить много денег и мало времени, а можно потратить много времени и ноль денег. «Ну и что», — скажете вы — «конечно мы тратим свое время на раскрутку, да и интернет тоже оплачиваем. Ты тут Америку не открыл. Но все равно бесплатная раскрутка — всмысле без денег, но с затратами времени — получается гораздо дешевле и эффективнее, чем тупая баннерная реклама за бешенные деньги». С таким утверждением сложно не согласиться. Так-то оно так, но почему-то люди очень хорошо умеют считать и учитывать деньги, но часто абсолютно не принимают во внимание расход других ресурсов — как простоучитываемых (время, затраты на Dial-Up, электроэнергию, тепло), так и более комплексных (потеря имиджа, упущенная выгода, снижение производительности ресурса и т.п.).
Именно поэтому, прежде чем проводить какую-либо рекламную кампанию необходимо обязательно провести полный аудит всех имеющихся в распоряжении ресурсов, оценить их эффективность и направить на решение четкой задачи. Поэтому, когда ко мне обращаются с просьбой раскрутить сайт бесплатно или организовать подобную работу, я всегда прошу перечислить имеющиеся для раскрутки ресурсы. Все ресурсы принято делить на: денежные, материальные и трудовые. Я сюда отношу также и время, как наиболее ценный ресурс.
Временные ресурсы:
1. Сколько времени есть на раскрутку сайта.
2. Какое это время (летнее, зимнее, ночное, вечернее, дневное и т.п.).
Трудовые ресурсы:
1. Какие специалисты и в каком объеме могут принять участие в проекте.
2. Квалификация специалистов.
3. Приоритет задач раскрутки среди других задач данного специалиста.
Материальные ресурсы:
1. Доменное имя сайта (собственный домен, домен на бесплатном хостинге, free domain)
2. Хостинг (предоплаченный на год, бесплатный, с какими-либо особыми условиями)
3. Оборудование (компьютеры, рабочие места, арендованные помещения, ручки, бумага)
4. Связь (телефон, сотовый телефон, e-mail, оплаченный интернет)
5. Транспорт (машина, велосипед, проездные билеты)
Денежные ресурсы:
1. Наличные.
2. Электронные валюты.
3. Возможность получения кредита или заема на различных условиях.
Вот далеко не весь перечень ресурсов которые можно и нужно учесть и эффективно использовать для раскрутки собственного или чужого Интернет-проекта. От полноты учета и описания ресурсов зависит судьба рекламной кампании в целом, ведь в любой задаче каждый из элементов должен действовать точно, эффективно и вовремя. В ближайшее время я постараюсь рассказать о методиках постановки задачи, организации работ по достижению поставленных целей и анализу результатов. Напоследок только хочу заметить, что любой ресурс может быть превращен в другой на определенных условиях. Наиболее удобен в этом смысле денежный ресурс, который легко можно превратить и в оборудование, и в работу квалифицированных специалистов, а иногда и выиграть чуточку времени.