Социальные cети

Типология социальных сервисов

Самопрезентация и общение. Это сервисы, основной функцией которых является предъявление себя миру и общение друг с другом. Я бы назвал их сложным словосочетанием “презентационно-коммуникационные”. В первую очередь — это классические блогхостинги и их различные вариации (livejournal, twitter, tumblr), во вторую — целые личные «мини-сайты» (myspace, рамблер.планета). К этому же типу сервисов я бы отнес сервисы знакомств (mamba). Реализуемая потребность: рассказывать о себе, находить новых знакомых и поддерживать общение с ними.

  1. Социальные сети. На данный момент в русскоязычном интернете принято этим термином называть практически любые социальные проекты, однако мне не кажется это терминологически корректным. Этим термином я бы называл проекты, основанные на всем уже известном принципе «Каждый человек знаком с любым другим через 6 рукопожатий» (количество связей в разных версиях варьируется, также иногда указывается, что не «вообще любой», а в среднем). Основная функция таких сервисов — поиск людей и поддержание связи другом с другом. Ярчайшими примерами таких сетей являются facebook (местный клон — vkontakte), linkedin (местный вариант — мойкруг) и classmates (местный клон — odnoklassniki). Реализуемая потребность: поддерживать связь с людьми.
  2. Cоциальные контейнеры. Мне, к сожалению, не удалось придумать более благозвучного названия для этого типа, но суть таких сервисов сводится именно к хранению различного вида данных и их презентации друг другу и интернету вообще. Это может быть видео (youtube, rutube), фотографии (flickr, photosight, яндекс.фотки), закладки (del.icio.us, memori), музыка (imeem) и любой другой тип контента. Реализуемая потребность: делиться с людьми фотографиями, находками, видео, музыкой, рисунками.
  3. Социальные медиа. Это средства массовой информации, построенные на возможности для любого стать журналистом или источником новостей. Двумя наиболее классическими примерами таких social media являются digg и newsvine (ну и habrahabr на отечественных интернет-просторах). Реализуемая потребность: делиться с людьми новостями и их осмыслением.
  4. Рекомендательные сервисы. Коллаборативная фильтрация в действии. Рекомендации, выдаваемые на основе поиска людей со схожими вкусами (netflix, trustedopinion, imhonet). Реализуемая потребность: советовать, рекомендовать стоящие вещи и получать рекомендации.
  5. Социальные базы данных. Это наполняемые «всем миром» различные хранилища информации. Wikipedia как хрестоматийный пример народной энциклопедии. Wiki-type проекты можно делать в различных сферах и с разного типа контентом, например тот же анекдот.ру мог бы быть подобным образом организован. Реализуемая потребность: совместно накапливать и создавать знания.
  6. Социальные навигаторы. Это проекты, дающие возможность ориентирования в сфере за счет взаимодействия с другими людьми. Наиболее сложные для проектирования сервисы, поскольку, во-первых, требуют очень четкого и качественно переноса на веб информационной структуры сферы и потоков коммуникации в ней, а во-вторых — наиболее эффективны в ситуации совмещения всех вышеперечисленных типов сервисов. Наиболее симпатичными мне примерами являются киношный spout, книжный shelfari и музыкальный last.fm. Реализуемая потребность: помогать друг другу ориентироваться в мире идей, контента и вещей.
Back to top button